GreyWind (1greywind) wrote,
GreyWind
1greywind

Categories:

К вопросу о формировании тактики камикадзе...

* Там не всё так просто. Напомню, что первые упоминания о проработке атак камикадзе относятся к 1943 году, когда японцам стало ясно, что прорывать САР американских соединений стандартной тактикой им все сложнее и сложнее. К этому вели все авианосные битвы 1942 года, но особенно - два последних гуадалканальских боя - у Восточных Соломон в августе и у Санта-Круз в октябре 1942 года. В первом случае - не верьте Морисону - ударная группа пикировщиков просто не прошла к "Саратоге", японцы ее прекрасно видели и пытались атаковать, но ни один самолёт так и не вышел на боевой курс из-за прекрасной работы боевого воздушного патруля амеров.

Торпедоносцы с японских кораблей, опять вопреки распространенному мнению, в этом бою не поднимались вообще - Нагумо так и не дал себя убедить, что пикировщики достаточно ослабили ПВО американцев. Во втором случае, хотя и ознаменованном поражением "Хорнета", потери пикировщиков были весьма большими, а из 20 торпедоносцев "Секаку" Шигехару Мурата прицельно сбросить свои снаряды смогли только трое - шотай самого Мурата, при этом два самолёта из трёх были сбиты. Приняв во внимание результаты последней для Ямамото операции I-GO весной 1943 года, японцы вышли на понимание того факта, что прорыв ПВО амеров сосредоточенными строями ударных самолётов стал предельно неэффективным и очень затратным по потерям. Оставалось организовывать ту или иную итерацию распределенных ударов, когда единичные самолёты, атакующие с разных направлений, имели возможность прорыва к цели за счёт распыления сил защищающихся. Поражение у Марианн в июне 1944 окончательно убедило их в этом мнении. Причем оказалось, что торпедоносцы при таком действе окончательно теряют все свои преимущества из-за ограниченной скорости прорыва эшелонов ПВО - амеры успевали отреагировать на все самолеты этого типа, если своевременно обнаруживали их технически. И главным условием успеха атаки стала скорость атакующих, наносящих тот или иной бомбовый удар. После дальнейшего изучения вопроса оказалось, что и пикировщики тоже становятся под вопрос, ибо время прицельного пикирования с применением воздушных тормозов, ограничивающих скорость самолета, и высота безопасного вывода тоже предоставляют амерам достаточное время для уклонения от атаки и ведения прицельного зенитного огня МЗА. В сущности, всё, что оставалось до последнего шага - это тот или иной вариант skip-bombing'а, то есть низковысотного пологого пикирования. Именно так и начали обучаться работать первые камикадзе - в этом смысле под данный термин попадают не только все части USAAC, применяющие данный метод с середины 1942 года, но и экипажи Бомбардировочного командования RAF, которые никогда не были на Тихоокеанском ТВД, но пытались наносить такие удары по немецким кораблям в течении 1940 года, и даже немцы из KG.40, примерно так применявшие Не-111 и FW-200 над Атлантикой в том же году. Но для японцев критичной была, напомню, именно скорость, и поэтому для таких ударов были отобраны преимущественно скоростные машины - А6М, D3A, D4Y и P1Y. При этом, сложность вывода А6М из длинного скоростного пикирования (амеры в 1942 регистрировали случаи отрыва плоскостей А6М при попытках вывода над водой после погони за F4F, выходящих из атаки сверху на пикировании) заставила перейти к рассмотрению вопроса допустимости пожертвовать и пилотом, и самолетом ради успешности такого удара. Однако скоро оказалось, что топмачтовый удар А6М с 250-кг бомбой эффективен только против целей типа ЭМ, относительно хорошо защищенные поясной вертикальной бронёй амеров fleet carriers страдали бы от таких ударов несильно. И коль скоро потеря самолета (что важно - это решение именно для А6М) допускалась, японцы перешли к рассмотрению тараного удара с более крутого (но все равно далекого от стандартного для пикировщика) пикирования с целью поражения палуб авианосцев. При этом сброс бомбы был на первых порах обязательным - сохранение ее под самолетом до момента тарана могло привести к несрабатыванию взрывателя.
Таким образом, зарождение тактики камикадзе - это требования чисто тактического свойства, напрямую не связанное с самопожертвованием пилота. Камикадзе, которым не удалось нанести удар, должны были возвращаться на аэродромы.
Интересно провести параллель с теми случаями таранов в 1941-1942 годах, которые никак не связаны с тактикой камикадзе, а являлись либо инициативами пилотов (командиров экипажей), либо следствием потери управления самолетом. В подавляющем большинстве случаев, если таран был сознательным решением, экипажи освобождались от беприпасов, особенно от торпед, ибо точно знали, что не пройдя свои 400 метров в воде, взрыватель торпеды просто не взведётся, а долететь до цели на поврежденной машине с лишней тонной под брюхом может и не получится. Те тараны с торпедами, которые имели место, обусловлены, по-видимому, заеданием механизмов сброса, либо ранением пилота. Единственный случай, когда торпеда взорвалась при таком таране, это удар по ЭМ "Смит" у Санта-Круз, но там было несколько иначе - пилот этого самолета, матрос 1-го класса Кийоми Такеи с "Дзуйкаку", понял, что до "Энтерпрайза" на пылающем самолёте он не долетит в любом случае, а до "Смита" было рукой подать. B5N2 врезался в носовое возвышенное орудие эсминца, полностью разрушился, но торпеда при ударе не взорвалась, а тоже переломилась, и боевое зарядное отделение с 240 кг взрывчатки закатилось под находящуюся ниже носовую пушку, где и взорвалось спустя шесть минут - видимо, в результате воздействия пожара.
Что касается таранных ударов с бомбами в этот период - обычно их не было, ибо бомбы сбрасывались раньше, и тараны были следствием невозможности вывода поврежденного самолета. Исключение - таранный удар уоррента Шигеюки Сато с "Дзуйкаку" по "Хорнету" у того же Санта-Круз (вопреки распространенному мнению, самолет, разрушивший "остров" "Хорнета" - это не командир авиагруппы "Сёкаку" Мамору Секи, который вообще не участвовал в этой атаке и погиб позже, атакуя "Энтерпрайз") с подвешенной 250-кг бомбой, но она тоже не взорвалась (то, что приняли за 60-кг под крыльями его D3A - это контейнеры с алюминиевой пудрой, применяемые для обозначения к-л места на поверхности воды) - Сато был убит или тяжело ранен и просто не смог ни сбросить бомбу, ни вывести самолет.
Таким образом, то, что было сделано в области таранов ДО введения тактики камикадзе, отражает "дух Бусидо" гораздо точнее - таранные удары без оружия вряд ли могли бы уничтожить такой довольно крупный корабль, как АВ (или даже крейсер - стоивший довольно дорого амерам таран КРТ "Сан-Франциско", выведший из строя РЛС крейсера в преддверии ночного боя в Пятницу, 13, был совершен G4M1, предварительно также сбросившим торпеду "в никуда", для освобождения от лишнего груз - используется термин to jettison), или вызвать большие повреждения, и именно это соответствовало центральному понятию "Хагакурэ": "В ситуации "жизнь или смерть" без колебаний выбирай смерть".

Вот это - дух самурая без примесей.

А камикадзе как таковые - это уже технология. Не самая бестолковая, хотя и экстравагантная.


© maxez.

via bigler.ru
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments